Опубликовано Оставить комментарий

Гаджеты детям: вред или польза?

rp_tablet_kid-300x203.jpgЕсть ли вред от гаджетов? Если они приносят ощутимую пользу своим владельцам, почему так много противников смартфонов?

Определимся с понятием гаджет.  Английские матросы называли гаджетом любое техническое устройство, название которого не могли запомнить. Гаджет подразумевает небольшое устройство, весом не более 300 граммов, которое выполняет ряд определенных задач.

Нет нужды говорить о том, что гаджеты значительно упрощают жизнь взрослого человека. Но есть один супергаджет, заменяющий сотню других.И это смартфон, который успешно выполняет функции телефона, камеры, фотоаппарата, календаря, органайзера, будильника, радио, плеера, калькулятора, конвертера валют, а также уровня и прочих специальных устройств. Сегодня можно купить любое приложение для любых нужд, ну а если вы такового не нашли, его можно сделать на заказ.

Впрочем, мы не сказали о главной функции смартфона. Речь идет о выходе в интернет. Сложно представить смартфон без голосового поиска «Google» или социальных сетей «вконтакте», «Facebook», «instagram». Между тем, именно социальные сети и бесцельный серфинг в интернете отнимают огромное количество нашего времени, того, что мы могли бы потратить на себя, на семью, друзей, прогулки в парке или экскурсии. Виртуальный мир многим взрослым людям заменяет реальный, а что же тогда происходит с детьми?

Но оставим лирику в стороне. Давайте разберем, в чем конкретно польза и вред гаджетов. Также поговорим о распространенных мифах о смартфонах.

Миф 1. Излучение. От компьютера, ноутбука, телефона действительно идее электромагнитное излучение, однако ни одного исследования, подтвердившего бы явный вред от этих устройств, автор статьи не нашла. Т.е. излучение есть, оно не несет ничего хорошего, но говорить о том, что оно провоцирует развитие рака или других серьезных заболеваний, нет оснований.

Миф 2. Развитие мелкой моторики. Мелкую моторику развивают с помощью лепки, рукоделия, рисования, пальчиковых игр и т.п. Разумеется, печатание здорово способствует развитию мелкой моторики, но я не видела еще ни одного ребенка возраста начальной школы, который бы печатал вслепую длинный реферат. Дети играют в компьютерные игры, а для игры нужны кнопки стрелок и максимум пробел, иначе это уже не детская игра.

Миф 3. Ребенок вырастет убийцей. Многие считают, что игры, где цель является массовое убийство людей,  ломают психику ребенка, и он вырастет потенциально опасным для общества человеком. Конечно, это не так. Впрочем, такие игры давать ребенку не рекомендую.

А знаете ли Вы, что дети глав огромных корпораций, подсадивших весь мир на смартфоны, своих детей отправляют в школы, где вообще нет интернета. Там они учатся, прежде всего, творить, делать что-то руками, придумывать нечто новое, генерировать идеи.

Причины возникновения зависимости от гаджетов (гаджет аддикции)

  • Мода;
  • родительский пример;
  • отсутствие других занятий;
  • Мода на смартфоны проникла во все уголки земного шара. В России у каждого второго ученика начальной школы есть телефон, у каждого четвертого ученика он уже не первый. Новый телефон повод похвастаться перед одноклассниками, это важная деталь статуса.

Нередко родители сами покупают своему чаду смартфон, хотя ребенку такой подарок вовсе не нужен, он его не просил, и пользоваться им не собирается.

  • Ребенок подражает родителям во всем. Вы используете социальные сети, он будет это делать, вы не расстаетесь с телефоном ни на минуту, и ребенок решит, что смартфон его незаменимый лучший друг,. И он увидит несправедливость, если вы используете гаджеты, а ему запрещаете это делать.

Зачастую зависимость от гаджетов появляется от тоски и безделья. Игры в смартфоне самая доступная забава для ребенка. Каждый день, приходя со школы, ребенок вместо прогулки смотрит телевизор, играет в компьютер или телефон, зависает в социальных сетях, листая новостную ленту. Со временем это превращается в привычку, которую искоренить очень сложно.  Если не принять меры, привычка становится зависимостью.

Признаки гаджет-аддикции

  • После сеанса игры ребенок отказывается делать что-либо другое и снова просит смартфон (гаджет)
  • Капризы, истерики
  • Неустойчивое внимание
  • Задержка развития речи
  • Плохо развита фантазия и творческое мышление
  • Отсутствие интереса к чему-либо, любознательности
  • Проблемы в общении со сверстниками

 

Ошибки родителей:

Лень. Согласитесь, очень удобно дать ребенку гаджет, а самому заняться своими делами. Именно родители своим нежеланием заниматься с ребенком прививают ему тягу к гаджетам.

Постоянное использование гаджетов.

Пути решения.

  • Беседа. Гаджеты должны использоваться в целях образования, решения учебных задач и познания нового. В беседе родители ребенку объясняют, что гаджет – это полезный инструмент, например, для поиска ответов на вопросы, для прослушивания музыки, для звонков, для фотографий.
  • Альтернатива. В свободное время у ребенка должно быть, чем заняться. Но должна быть какая-то программа. Даже если записать его во всевозможные секции (с этим главное не переборщить), все равно перед сном, после ужина, днем у ребенка будет свободное время. И в это время нужно давать ребенку идеи для занятий. Спустя некоторое время ребенок научится самостоятельно проводить время, изобретать что-то новое, заниматься творчеством и т.п.

Чтение. Книжки станут верными спутниками ребенка, когда из дома пропадут гаджеты.

Поделки.  Лепка из пластилина, аппликации из бумаги, поделки из природных материалов, поделки из продуктов питания, изобретение новых вещей, рисование и пр.

Развивающие игры. На улице, в очередях, в транспорте, на прогулке играйте с ребенком в развивающие игры.

Прослушивание аудио сказок, песенок и т.п.

Прогулки. Отличное времяпровождение с ребенком – полезно для психологического и физиологического здоровья.

Разговоры с родителями. Формируйте и поддерживайте познавательный интерес ребенка. Чем больше вы будете узнавать нового, тем больше ваш ребенок будет стремиться к новым знаниям. Отвечайте на вопросы ребенка. Если не знаете ответ, найдите его вместе с детьми. Поощряйте любознательность ребенка хотя бы просто словами.

3) Кардинальный путь решения проблемы — исключить гаджеты, спрятать, убрать из поля зрения. Ребенку будет невероятно трудно привыкнуть к планшету, если у него его нет.

4) Изменить собственный образ жизни. Перестаньте листать новостную ленту в социальной сети и ставить лайки в инстаграме. Отправляйтесь с ребенком на прогулку, почитайте с ним книгу, смастерите поделку. Создавайте семейные традиции – воскресное вечернее чтение, совместное приготовление ужина, ежедневный вечерний моцион.

Комментарии: