Опубликовано Оставить комментарий

Развитие устной и письменной речи.

Развитие устной и письменной речи.

В период 7-10 лет наблюдается активное развитие речи ребенка. Главной особенностью развития речи на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Кроме того, ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи – письменной речью. Сегодня большинство исследователей соглашаются с тем, что письменная речь психологически является более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и, прежде всего,  использованием в письменной речи условных символов. С психологической точки зрения, сложность письменной речи заключается в необходимости записи символов и практически мгновенного их декодирования.

В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в речевом развитии.

Обратимся к последовательному анализу речи  и познавательных процессов ребенка. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.

Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний – от 3000 – 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит почти из всех частей речи.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразовании, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение языка превращается в речевую деятельность.

Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и понимание того, о чем идет речь и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка.

Основная функция речи – общение или, как принято говорить, коммуникация. Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятно без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной, но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь.

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка.

Ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится  пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устного. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие невербальные средства общения: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно то, что «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.

Особое значение приобретают творческие изложения, когда ребенку предлагают дополнить прочитанный
текст своими мыслями, выражением отношения к изложенному.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль над написанием букв, слов и выражение своих мыслей. Однако ему предоставляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать, подбирать материалы, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования, осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинении соучеников, исправлять чужие и свои ошибки.

© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.

Комментарии: