В настоящее время компьютер стал играть очень большую роль в жизни наших детей. Если не считать общения в различных социальных сетях, дети пользуются компьютером исключительно в игровых целях. Как к этому относятся современные родители?
Некоторые мамы и папы считают, что компьютерные игры способствуют развитию мышления и логики, поэтому не препятствуют этому занятию. Многие родители часто предоставляют ребенку свободу действий для освобождения собственного времени, в результате чего ребенок просиживает за компьютером с утра до ночи. А некоторые просто не знают, чем занять ребенка, или недостаточно заинтересовывают их другими вариантами проведения досуга. В результате дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир компьютерных игр, забывая о реальной жизни.
Действительно ли компьютерные игры – зло, или, учитывая развивающуюся жизнь в свете мировой компьютеризации, следует смириться или даже поощрять возрастающую детскую увлеченность различными электронными бродилками, стрелялками и квестами?
Для ответа на этот вопрос следует провести оценку детского развития под влиянием компьютерных игр: как психического, так и физиологического.
Совершенно ясно, что когда ребенок долгое время проводит сидя за компьютером, физическое напряжение происходит только в области пальцев, которые жмут на мышку или бегают по клавиатуре. Плюс к тому, если ребенок сидит неправильно, происходит вредная нагрузка на спину, что может привести к искривлению позвоночника. Естественно, даже если ребенок играет в специальные спортивные компьютерные игры, он никоим образом не может тренировать в организме ни ловкость, ни выносливость, ни гибкость, то есть те качества, которые он может получить только при реальных занятиях спортом.
Добавим, что сидение в четырех стенах на протяжении долгих дней еще никому не приносило пользы. Для развития иммунитета и профилактики легочных заболеваний ребенку необходимо больше гулять. Поэтому так называемые «компьютерные» дети, имея дефицит свежего воздуха, часто подвержены различным простудным заболеваниям, имеют бледный цвет лица и плохой аппетит. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ограничивать детей в компьютерных играх следует хотя бы для их физического здоровья и правильного развития организма.
Говоря о том, как компьютерные игры влияют на психику детей, попробуем разделить игры на несколько категорий, в зависимости от их психологического воздействия.
Первое – это игры «стрелялки». Еще в прошлом веке в Советском Союзе некоторые специалисты были уверены в создании Западом некоторой доктрины, которая бы привела к разрушению нашей страны путем психологического воздействия, а именно: насаждение культа насилия и вандализма с помощью различных культурных инструментов: кино, телевидения, книг и т.д. : например, продажа и демонстрация населению фильмов, содержащих большое количество кровавых сцен, сцен насилия и убийства. Ведь именно с Запада к нам пришли всевозможные боевики и триллеры.Можно провести аналогию с современными компьютерными играми, которые с каждым днем совершенствуются, и которыми так увлекаются наши дети. Оружие и раны, убийства и кровавые сцены становятся все более правдоподобными на экране, и все больше оседают в закоулках детского мозга, чтобы потом выйти наружу во всем своем зверском воплощении. Конечно, это не говорит о том, что каждый мальчишка, играющий в киллера на компьютере, станет убивать в реальной жизни. Но какие-то психологические моменты, особенно равнодушие к чужим страданиям или смерти, желание идти по головам к конкретной цели и, особенно, жестокость, могут навсегда остаться в голове ребенка и влиять на его поведение в жизни.
Вторая категория – игры-стратегии. Плюс таких игр состоит в том, что ребенок с их помощью учится планированию и масштабному мышлению, а также способствует развитию логики. Однако, не стоит забывать, что большинство таких игр также содержат в себе элементы насилия, так как основаны на том, чтобы выиграть войну или захватить как можно больше территорий. Еще одним большим недостатком игр-стратегий является их историческая недостоверность. Ребенок неизучает историю мира по учебнику, а усваивает ложные исторические факты по выдуманному создателями игры сценарию. Поэтому родителям рекомендуется выбирать игры-стратегии, основанные на сценариях жанра фэнтэзи или имеющих отношение к обывательской жизни (например, ферма или предприятие) и не содержащих элементов жестокости.
Третья категория – игры-бродилки. Эти игры очень «засасывают», но не всегда отличаются большим разнообразием. Никакого интеллектуального развития они практически не дают. Скорее, эти игры можно отнести к занятиям, которые помогают «убить» время. Так что, смело отвлекайте ребенка от этих виртуальных бродилок и предложите лучше бродилки реальные: в парке или во дворе с друзьями.
И наконец, последняя категория – развивающие компьютерные игры. Такие игры действительно полезны для развития детского интеллекта, логики и мышления. Причем, они могут быть красиво оформлены и очень интересно поданы. К ним относятся различные «квесты», в которых цель игры может быть достигнута после разгадывания разнообразных головоломок и секретов, сопоставления различных фактов, обнаруживаемых по мере прохождения игры, и так далее. Также к развивающим играм относятся игры на внимание, наблюдательность, развитие творческого мышления, логику и т.д. Но учтите, что даже интересные и полезные компьютерные игры надо давать дозировать. Для детей 6-9 лет не более 20 минут в день.
Подводя итог, можно сказать, что компьютерные игры приносят не только вред, но и пользу. В любом случае, полезный совет родителям – следите за тем, во что, как и главное, сколько, играет Ваш малыш. Сознательно удерживайте его от жестоких и бессмысленных игр, поддерживайте интерес к играм развивающим, и обязательно нормируйте время, проведенное ребенком вне реальной жизни у компьютера.