Иногда детям требуется срочно написать стихотворение на конкурс, для проекта или просто для творческого занятия. Обычно у детей вызывает это затруднения, потому как не все рождаются Пушкиными или Есениными. Чтобы помочь ребенку создать качественное стихотворение, создатели проекта MAMA-SMART, предлагают воспользоваться простой пошаговой инструкцией. Ребенку следует вооружиться ручкой и блокнотом. Детям до 8 лет 5, 6 пункты предлагаем пропустить.
- Первый шаг. Тема стихотворения. Например, тема весна. Но тема довольно широкая, поэтому лучше её сузить – “Весна в лесу”, “Весна в городе”, “Весна в Санкт-Петербурге”, “Весна в душе”. Здесь же следует определиться, о чем будет само стихотворение и сколько в нем будет строф.
- Матрица стихотворения. Это главный этап. Чем лучше составите матрицы, тем лучше будет ваше творение. Теперь, когда мы знаем тему, следует накидать как можно больше слов, которые относятся к этой теме. Если ребенок еще маленький, помогите ему наводящими вопросами. В нашем случае это – весна, потому и вопросы соответствующие. Какие чувства, эмоции у тебя вызывает весна? какие признаки прихода весны? Что обычно происходит весной в лесу/в городе? Что происходит с людьми. Какими словами можно описать их чувства, состояния? Теперь найдите синонимы ко всем словам, которым возможно. Затем запишите рядом с существительными глаголы и прилагательные. Это еще больше увеличит матрицу.
- Дополнительная литература. Не отчаивайтесь, если словарный запас ребенка еще слишком мал, и матрица состоит из 5 слов. Для расширения матрицы нам понадобятся уже готовые стихотворения признанных классиков. У них можно позаимствовать добрую часть матрицы. Кстати, необязательно брать именно стихотворения. К теме “Весна” замечательно подойдут рассказы Сладкова Н.
- Подбор рифмы. Теперь, когда матрица готова, ищите рифмы, т.е слова с окончаниями, схожими по звучанию.
- Ритм стихотворения. Главное в этом деле – задать первую строчку, а потом придерживаться этого ритма. Для особо ленивых – возьмите любое стихотворение и подхватите его ритм.
- Метафоры. Стихотворения становятся действительно яркими, если в них есть метафоры, т.е. сравнения. Например, в нашем стихе весна это начало новых чувств после зимы в душе.
- Соотнесение рифм и написание стиха. Вот теперь можно смело сочинять стих.
А теперь, посмотрите, что получилось у восьмилетней Юли.
Тема: весна от марта до мая
Матрица. весна, почки, май (молодой, мальчик), апрель, март, 8 марта, капель (звенит), проталины, прогалины, подснежник, ласточка, мать-и-мачеха, первые травинки, грачи, зима уходит, снег тает, снег сходит, сырость, радость, пробуждение, оживление, клейкие листочки, пение птиц, солнце, голубое небо, восторг, тепло.
Рифмы: апрель-капель, птиц – лиц, лесов -цветов, стоит-оживит, весна-красна, весне-тебе.
Весна пришла!
Ковыляет зима на покой,
Оставляет ветра за собой,
Те, что сгонят снега с лесов,
Где потом будет много цветов.
Отзвенел капелью апрель,
Отстучала в апреле капель.
На пороге мальчик май стоит,
Своим обликом всех оживит.
Сколько звонких в гнездах птиц
Сколько радостных в городе лиц.
Всё живое радо весне.
Спасибо, весна, тебе.