По мере взросления круг общения ребенка расширяется. Сначала определяются интересы по общению в детском саду, потом в школе и во дворе. Выявляются приоритеты в общении с определенными детьми, которые ребенок выбирает себе в друзья. Дружба необходима, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом социального общества. Общаясь со своими друзьями, он получает неоценимый опыт жизни в коллективе, находит свое место в нем.
Наверняка всем родителям приходилось слышать от ребенка фразы: «Я с ним (с ней )больше не дружу». Иногда мы выясняем причину, а чаще пожимаем плечами, подразумевая, что дети сами разберутся. Когда же нужно вмешиваться в детскую дружбу, и нужно ли это делать вообще? Мало кто из родителей полностью осведомлен о том, как себя ведет ребенок в общении со сверстниками. В школе это проконтролировать практически невозможно. Если ребенок не хулиганит, и на него никто не жалуется, то единственным источником информации является классный учитель. Но учитель обращает внимание в основном на тех детей, которые доставляют беспокойство. Если же Ваш ребенок ведет себя тихо, то многие проблемы, связанные с общением ребенка в коллективе, могут остаться незамеченными и заявить о себе гораздо позднее и серьезнее. О друзьях и приятелях вне школы родители часто знают гораздо больше, в особенности, если ребенок приглашает их в гости или организуются какие-то совместные мероприятия и прогулки. Но в любом случае мы не можем знать, как общается ребенок, когда мы за ним не следим.
Отношение ребенка к своим сверстникам, близким друзьям и подругам, в первую очередь, зависит от его взаимоотношений с родителями. Если ребенка часто ругают, высказывают ему претензии, обвиняют и бранят, свое озлобление по этому поводу он может периодически срывать на друзьях, тем самым окончательно испортив с ними отношения. Всякая чрезмерность в любом случае психологически вредна ребенку. Например, если ребенка балуют свыше меры и не указывают на его ошибки, он может чересчур болезненно реагировать на грубость и замечания сверстников. В ситуации, когда ребенок чувствует себя скованным в отношениях с родителями (следствие, если ребенок чувствует себя отвергнутым), если он постоянно боится сделать ошибку или быть откровенным в разговоре с ними, он никогда не научится чувствовать себя легко и непринужденно в любой другой компании. Мы сами создаем в семье модель общения с людьми. Если мы при ребенке плохо высказываемся о своих знакомых, выказываем пренебрежение к людям, мало общаемся, ребенок может перенять эту модель поведения для себя в общении со сверстниками, и у него никогда не будет с ними хороших отношений.
Как понять, что у ребенка серьезные проблемы в общении с друзьями? Если ребенок часто подолгу сидит дома один, и Вы неоднократно слышите фразу: «Со мной никто не гуляет». Дети гораздо более эмоциональны, чем взрослые, поэтому стадия «вечной дружбы» может резко меняться на этап «Я больше никогда не буду с ним дружить» и обратно. Это не страшно и вполне естественно. Но если это случается довольно часто, все же следует выяснить причину. Когда Вы постоянно слышите от ребенка, что все вокруг виноваты, все плохие, и он ни с кем не хочет дружить, это еще один тревожный звоночек. Ни в коем случае не стоит сразу вставать на сторону своего ребенка, обвиняя других детей в невоспитанности и неадекватности. Все перечисленные ситуации зачастую имеют глубокие психологические корни. В этом случае Вы должны помочь ребенку добиться гармоничных взаимоотношений со сверстниками.
Вот несколько советов, которые помогут Вам добиться этой цели.
- Во-первых, проанализируйте микроклимат в семье, так как, как было выше сказано, ребенок непроизвольно переносит на свое общение непродуктивные моменты воспитания.
- Во-вторых, выясняйте причины частых ссор.
- Далее следует объективно оценить ситуацию, доступно объяснив ребенку, в чем его ошибка.
- Демонстрируйте уважение к ребенку и его товарищам.
- Чаще устраивайте совместные мероприятия с ребенком и его друзьями, такие как дальние прогулки с пикниками, чаепития.
- На день рождения полезно проводить совместные конкурсы под Вашим руководством.
Все это сближает детей и положительно сказывается на их отношении к законам коллектива и человеческим ценностям, таким как дружба, понимание, сочувствие, взаимная поддержка.
Сценарии для мероприятий можно посмотреть здесь