Зачем нам Пушкин?

ребенок-не-хочет-читатьЛитература всегда занимала особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности и мыслительных способностей.

Превращение ребенка, тыкающего пальцами в кнопки мобильного телефона, в читателя, ежедневно с интересом поглощающего содержимое толстенных книг, продолжает быть едва ли не самой актуальной проблемой родителей младших школьников.

По идее школа должна развивать читательскую активность, но в действительности, так ли это? Но почему же дети так не хотят читать? Может теперь, когда доступ к любой информации осуществляется за один клик, ценность книги, как таковой, исчезла? И как ребенку полюбить книги, когда его родители вместо чтения смотрят телевизор или сидят перед компьютером. (Более подробно о том, как ребенка приучить к чтению, я писала здесь.)

Я помню, в детстве самый распространенный подарок на день рождения была книга! Это неслучайно. Найти хорошую книгу в лихих 90-х было не так уж и просто. Но это больше касалось оформления. Даже сборники детских сказок печатались мелким шрифтом и с черно-белыми картинками, одна на двадцать страниц!

Теперь все наоборот. Вы можете купить в магазине любую книгу – абсолютно, причем за ней даже не нужно идти, все доставят на дом. Детские книги пестрят яркими  иллюстрациями, которые занимают 80% от всего издания. И не на картинки ли мы, взрослые, в первую очередь обращаем внимание, выбирая своему чаду очередной сборник рассказов?

Спору нет, картинки в детских книгах должны быть обязательно. Идеального соотношения картинок и текста еще никто официально не придумал, но думаю 35% к 65%, где последнее – это текст, будет в самый раз.

Теперь о содержании. Последние годы характеризуются появлением тысяч новых авторов, тогда как качество литературы стало стремительно падать. Хорошо хоть в школе по прежнему изучают классику!

Как, по-вашему, зачем детям все эти Пришвины, Драгунские, Толстые, Ушинские и т.д. А дети постарше? Разве не напрасно они изучают этих классических, набивших оскомину Пушкиных и Лермонтовых? Возможно, среди читателей этой статьи найдутся люди, кому произведения этих авторов не пригодились по жизни, или они уже забыли содержание этих произведений. Надеюсь, все же, что таких людей найдутся единицы. Так вот для этих единиц, напоминаю, что основной целью литературного образования является:

  • приобщение детей к богатствам отечественной и мировой классики,
  • формирование культуры художественного восприятия
  • воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи.

Связь между мышлением и речью слишком очевидна, чтобы не признать, что именно на уроках чтения, где происходит перманентное развитие речи, складываются предпосылки для повышения качества мыслительного процесса.
А закончу эту статью, я, пожалуй, цитатой В.А. Сухомлинского, который правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”

 Читайте сами, читайте с детьми, читайте качественную литературу!

© 2012-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.

Print Friendly, PDF & Email

Метки: , , , ,

Комментарии: