Миллионы детей 1 сентября идут в школу в первый класс.
Неслучайно родители придают так много значения этому событию. В этот период меняется социальная роль ребенка, его окружение, и как следствие, его деятельность. Теперь он ученик. Теперь его жизнь определяется системой « ученик-учитель». Основная деятельность – учебная, появились новые обязанности и новые права. Это волнует и увлекает ребенка. С другой стороны, могут возникнуть проблемы. Большинство новоиспеченных школьников успешно справляются с трудностями, возникающими на пути превращения из малыша-детсадовца в гордого первоклашку-ученика. Но есть такие ребята, которым очень сложно перестроиться на новый лад.
Итак, какие это могут быть проблемы?
Новый непривычный режим дня – теперь нужно рано вставать, идти в школу, появились уроки и перемены. Готовить ребенка к новому режиму можно постепенно и физиологически и психологически. Впрочем, если ребенок до школы посещал детский сад, ему не привыкать рано вставать. А вот если ребенок воспитывался дома родителями, существует вероятность, что ему будет сложно понять, что теперь надо куда идти, что-то делать, общаться с какими-то незнакомыми людьми. Можно попробовать смоделировать ситуации, которые помогут ребенку правильно настроиться на учебу.
Вхождение в коллектив одноклассников – в редких случаях возникают трудности со сверстниками. Обычно учитель дает понять ученикам, что они дружный класс, единое целое, что нужно помогать друг другу и т.д. Поначалу общение детей обуславливается некоторыми внешними факторами, например, дети живут рядом и вместе ходят в школу или сидят за одной партой. Спустя некоторое время, ребята начинают ценить в сверстниках внутренние качества – доброту, отзывчивость, желание помогать, сочувствие и т.д. Вообще, хорошая атмосфера в классе является одним из условий формирования положительного отношения к учебе. Вспомните себя, если коллектив на работе плохой, то и работать не хочется.
Принятие норм и правил поведения. Школа – это новое пространство для ребенка, здесь все по-другому, не так как в детском саду или дома. Нужно слушать учителя, выполнять задания учителя, вести себя спокойно, делать домашнее задание и т.д.
Установление контакта с учителем – чтобы взаимоотношения ребенка и учителя складывались удачно, учитель должен дать понять ребенку, что он его друг и помощник, с другой стороны – наставник. Учитель должен показать, что он одинаково относится ко всем ученикам, всем дает одинаковые задания и у всех их проверяет. Также очень важно как выглядит учитель (прическа, костюм и т.д.), т.к. дети формируют образ человека по внешнему виду.
Период адаптации школьников длится в среднем 2-3 месяца. Чтобы помочь своему чаду приспособиться к новой ситуации, родителям следует придерживаться некоторых правил:
- При возникновении конфликта всячески поддерживать ребенка, но не делать полностью все за него.
- С уважением относиться к школьным правилам, например, к школьной форме, сбору портфеля.
- Считаться с режимом дня ребенка.
- Избегать критики учителя, программы обучения в присутствии ребенка (об этом надо было подумать заранее).
- Интересоваться его успехами или неудачами в учебной деятельности, отношениями со сверстниками.
И помните, дорогие родители, ребенок – это маленький взрослый. Его мнение, победы и поражения, успехи и неудачи не менее важны, чем Ваши собственные. Поступление в школу – стрессовая ситуация для ребенка, но в Ваших силах помочь своему чаду с ней справиться.
© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.