Система образования в Финляндии. Сравнительный анализ

Итак, только ленивый не ругает российскую систему образования и не бросает свои взоры в сторону Запада или…Севера! Последние тренд в европейском образовании финская образовательная система, и именно о ней у нас сегодня пойдет речь.

Обеспечение

Первое, что бросается в глаза это безукоризненная чистота. Дети в средней школе ходят в сменной обуви, а в начальной бегают босиком. Везде ковры или мягкое покрытие, пуфики, специально организованное пространство для отдыха. В классах есть подушки на случай, если ребенку захочется вздремнуть.

Школьная форма не требуется. Покупать родителям ничего не надо. Ребенку выдадут все от портфеля до полотенца в бассейн. Учебники и канцелярские принадлежности, все для творчества и уроков труда есть в специально оборудованных зонах. Бесплатное образование и обеспечение возможно за счет высоких налогов.

 

Столовая

В столовой у каждого ребенка есть помимо отдельного стола свобода выбора еды. Все бесплатно. Только здоровое питание вплоть до вегетарианского. Меню вывешивается на месяц, и каждый ребенок сам выбирает, что ему есть. Также оно доступно в интернете в аналоге нашего электронного дневника.

finskaya stolovaya

Учителя

Почему финнам удалось в краткий срок сделать образование лучшим в Европе? Или хотя бы таким, о котором с завистью говорят в других странах. дело в том, что учителя стали получать «неприлично» большую зарплату. Финны достигли этого за счет устранения контролирующих органов. Теперь конкурс на место учителя в магистратуру 14 человек, и, разумеется, прорываются только лучшие.

Теперь о самом преподавании. Во-первых, у учителя есть помощник. В классах, где есть дети мигранты есть еще и переводчик. Есть и дети, которые проводят второй год обучения, и они тоже помогают учителю.

Во-вторых, у учителя есть относительная свобода проявления своей педагогической личности, что выражается, например, в обустройстве класса. То есть комплектации классов одинаковые по всей стране, но то, как педагог организовывает пространство, его личное дело. У каждого ученика отдельная парта, но как ее поставить решает учитель. Он же решает, что повесить на стену, где дети будут работать над общим проектом, как будут храниться работы.

Сейчас вводят обязательную должность тьютора — советника и помощника.

Учебный день

Американский педагог Тим Уолкер сильно удивлялся, когда переехал из США преподавать в Финляндию, в первую очередь тому, что у учителя много свободного времени. Под этим свободным временем он подразумевает 15 минутные перерывы раз в час, т.е. обычные перемены в любой российской школе. Дело в том, что в США дети учатся на протяжении 4-5 часов с одним 20 минутным перерывом. Нас же перемены после 45 минутного урока не удивляют. На большой перемене финские дети играют на спортивной площадке со специальным покрытием, где бегают также босиком, так что переобуваться нет нужды. За ними наблюдают сменный состав учителей, что также весьма напоминает традиционное для российской школы дежурство.

Программа

Ничего революционного до 2017 года финское образование не придумало — родной язык и чтение, математика и окружающий мир, труд и физкультура. Но пытливое мышление и желание постоянно развиваться в конце концов привели финскую школу к принципиально новому подходу в обучении. Начиная со средней школы они ввели кросс-дисциплинарный курс, на котором изучают … явления. Например, океан. Океан в математике, экономике, биологи, географии и т.п. В некоторых СМИ встречается информация о том, что финны отменили все предметы, но это не соответствует действительности. Просто финны поняли, что в современном мире слишком много информации, которую человеческий мозг просто не в состоянии обработать, слишком много отдельных разрозненных фактов, но если связать все эти обрывочные знания в систему, у ребенка появится целостное видение картины мира, в которой он может с большим успехом применить полученные умения и навыки.

Вот и наш календарь-помощник «MAMA-SMART» основан на методе погружения в тему дня. С разных сторон исследуется объект или явление, что реализовано через различные разделы дня – игра, поделка, занимательные факты. Это позволяет задействовать все области мозга. Причем придумано и реализовано это было за 4 года до финского бума.

На уроке учитель предметник рассматривает объект со стороны своего предмета. К примеру пирамида для математика это фигура, в которой следует найти площадь грани, для историка пирамида – это культурный объект с богатым прошлым, для педагога дополнительного образования пирамида это логическая головоломка. Эти различные блоки информации для ребенка не пересекаются, а по идее они должны образовать некую систему. В календаре-помощнике «MAMA-SMART» каждый день посвящен какому-либо одному явлению или объекту, который рассматривается с разных сторон, чтобы у ребенка сложилась система знаний.

Какие результаты получат дети вследствие этой образовательной реформы? На наш взгляд, положительные. Подумайте сами, насколько актуальна данная идея. Ведь анализируя явления с разных сторон, в головном мозге на нейронном уровне создаются системные связи, т.е. детей учат мыслить, а не заучивать информацию. Ребенка в финской школе никогда не попросят пересказать материал наизусть, а вот написать эссе, порассуждать по какому-либо явлению, обязательно. К примеру, какая экономика преобладала бы в Финляндии, если бы климат здесь был, как на экваторе.

Учеников стимулируют задавать вопросы. В коридорах и классах все увешано плакатами и проектами по различным темам «Как это работает?», «Как это устроено?», «Как происходит данный процесс?»

Уроки труда

Еще один огромный плюс финского образования (и глобальный минус российского) это связь изучаемого с реальной жизнью. Совсем недавно из российских школ убрали предмет труда, на котором девочки учились варить супы и шить, а мальчики работать по дереву и металлу. В финской школе девочки учатся шить на швейной машинке, мальчики работать лобзиком. Но это далеко не предел. В огромном цеху, буквально напичканном различными материалами, станками, приборами от сварочного аппарата до 3D принтера каждый найдет себе дело. Кстати, этот предмет не обязательный, но отбоя от желающих нет. Здесь ребенок создает и творит то, что он хочет. Первые два года их учат работать с материалами и просят сделать дверной звонок, радио, аудиоколонки, настенные часы…Представить невозможно, чтобы такие полезные в быту вещи могли делать обычные школьники. Хотя еще 20 лет назад мальчики приносили с уроков труда собственноручно сделанные табуретки, шкатулки, деревянные ложки, а девочки вышивали салфетки, вязали шарфы и шили фартуки. Но вернемся к финнам. учитель здесь не для того, чтобы навязывать свое мнение, а для того, чтобы обеспечить безопасность процесса и помочь советом.

Экзамены и оценки

Никакого напряжения, связанного с экзаменами, у финских учеников нет. Они сдают только один экзамен в 16 лет. До 3 класса оценки отсутствуют, в 4 и 5  оценивают словесно — от «посредственно» и «удовлетворительно» до «хорошо» и «отлично». В средней школе 10 балльная система оценивания.

Домашние задания

В начальной школе их, как правило, нет. А если есть то они связаны с реальной жизнью — помочь маме приготовить обед, покормить птиц,  вынести мусор или поговорить с бабушкой о том, как ей жилось в молодости (задание по истории), понаблюдать за насекомыми и т.п. Получается, что меньше учишься, но больше понимаешь.

Итоги

Конечно, и в финской системе образования есть определенные недостатки — например, неистребимое стремление к уравниловке, из-за чего талантливые дети откровенно скучают или не раскрывают своих природных способностей. К тому же критикуют и излишнюю расслабленность, вследствие которой родителям приходится нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог поступить в высшее учебное заведение. Но есть определенные вещи, за которые уважаешь финских чиновников. Они действительно думают, что нужно их стране, и отсекают все лишнее. Они понимают, что будущее за коммуникациями и цифровыми технологиями, поэтому изучают в школе 3-4 языка и вводят специальные курсы по слепой печати или созданию веб дизайна. Они не грузят детей домашними заданиями, не давят на них экзаменами, но финские школьники умудряются занимать первые места на международных олимпиадах. Они не заставляют детей учить информацию по предметам, но учат их мыслить, учат технологии обучения. По идее каждый финский школьник затем сможет научиться чему захочет.

Этим же путем и с этой же идеей идет и наше российское образование. Концепция ФГОС нового поколения заключается в формировании метапредметных умений, т.е. умения учиться. Можно ли это сделать, не меняя принципы обучения, увеличивая нагрузку и количество экзаменов? Ответ на этот вопрос мы получим уже совсем скоро, лет через 10-15, когда вчерашние младшие школьники выпустятся из ВУЗов и начнут строить будущее нашей страны.

P.S. Не подумайте, что эта статья хвалебная песнь финнам в противовес русским. В стране с населением в 5,5 миллионов человек, с гомогенным населением (почти все этнические финны с одинаковым вероисповеданием и уровнем дохода) проводить реформы не так сложно. В 144х миллионную России экспортировать данный опыт было бы нелепо и затратно. Но самое главное, что нужно понять нашим чиновникам от образования, что менять нужно. Нужно пробовать и, возможно, ошибаться, но все равно искать и внедрять, возвращать или придумывать новые принципы образования, чтобы вернуть российской педагогике статус сильнейшей в мире, как это было несколько десятилетий назад.

Карпова Екатерина, 2017 год. © При копировании статьи ссылка на первоисточник обязательна

Print Friendly, PDF & Email

Метки: , , ,

Комментарии: