Принимая решение о прохождении какого-либо теста интеллекта для вас самих или для ваших детей, не забывайте о том, что тесты интеллекта придуманы людьми, а не какой-то высшей силой, взирающей на нас, несмышленышей, свысока!
Какой уровень интеллекта у господ-ученых, придумывающих эти тесты? Вопрос открытый!
Чтобы развеять все сомнения по поводу определения термина «интеллект», привожу следующий анализ, прочитав который вы сможете убедиться, что дефиниций интеллекта великое множество. Человек, который придумывает тест интеллекта, исходит из своего понимания интеллекта, и не мешало бы узнать из какого именно понимания. Тогда вы сможете адекватно реагировать на результаты теста, а не ставить на себе или вашем чаде крест, как на бездари и неудачнике.
Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта. Многие психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру.
Например, Сноу выделяет шесть аспектов интеллекта:
1. мышление, основанное на знании (использование организованного знания в целенаправленном мышлении);
2. способность размышлять над пережитым опытом;
3. приспособительная целенаправленная борьба (индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.);
4. плавное аналитическое рассуждение (например, узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации);
5. мозговая игривость (не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать;
6. идиосинкразическое обучение (люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы, но даже их подходы к проблемам могут варьироваться во времени).
Как отмечает Грегори, в том, как мы думаем об интеллекте, есть примечательный парадокс. Некто, использующий специальное знание (например, инженер, строящий мост), часто воспринимается как интеллектуал. Однако, люди, которые преуспевают без специального знания, тоже считаются умными.
Грегори пишет: «таким образом, мы приписываем наличие высокого уровня интеллекта и когда знание есть, и когда его нет». С этой точки зрения два аспекта интеллекта: 1) обладание знанием или информацией; 2) способность находить или создавать знание.
По версии Роберта Стернберга, интеллект не исчерпывается теми аналитическими способностями, которые традиционно измеряются тестами IQ. Важными он считает творческие способности, понимаемые им чрезвычайно широко, а также практический интеллект (так называемый житейский). Диагностике по Стернбергу подлежат все три стороны интеллекта.
Говард Гарднер утверждал, что существуют различные виды интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других. Гарднер выделяет семь видов интеллекта:
- Лингвистически- вербальный
- Логико-математический
- Пространственный – способность создавать в уме модель
- Музыкальный
- Телесно-кинестетический – способность решать проблемы ипридавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры)
- Интерперсональный интеллект – способность понимать мотивыдействий других людей и знать, как работать с людьми
- Интраперсональный интеллект – способность формироватьправильную модель себя и использовать эту модель для успешногофункционирования в обыденной жизни.
Еще одна точка зрения на интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), то есть со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы. Кстати, в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.
По мнению Штернберга, интеллект состоит из трех основных частей: концептуальной, креативной и контекстуальной. Концептуальная часть включает в себя компоненты обработки информации, используемые в мышлении (решение аналогий или понимание текста). Контекстуальный аспект – это применение интеллекта в контексте обыденной жизни. Практический интеллект – это то, к чему люди наиболее часто обращаются в различных жизненных ситуациях. Штернберг утверждал, что составляющие интеллекта не действуют в вакууме, а, скорее, находятся под влиянием опыта человека и практического задания. Кроме того, Штернберг говорил, что следует различать практический и академический интеллекты, потому что существует возможность того, что индивиды могут иметь высоко развитый практический интеллект и низко развитый академический, и наоборот.
В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.
А вот словарь Ожегова нам дает следующее определение: «интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
В философском словаре интеллект трактуется как система познавательных способностей индивида. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, в умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития интеллекта определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, речью и т.п.
Мы проходим тесты интеллекта, как это ни парадоксально, бездумно. Мы не интересуемся, кем является его создатель, и из какого определения интеллекта он исходит. Результаты теста порой не превосходят наших ожиданий, порой разочаровывают, а порой выделяют нас в редкие 5% всего человечества. Но как можно говорить об объективности тестов интеллекта, если человечество до сих пор не определилось с понятием интеллекта? А вы что думаете? Обсудим в комментариях.
© 2012, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.