Программа Л.В. Занкова

Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ученика.

Это подразумевает единство интеллектуального, эмоционального, волевого  и нравственного развития, причём у младшего школьника акцент делается на эмоциональную сторону деятельности. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональная сторона деятельности не исчезает на последующих этапах обучения, меняется лишь соотношение эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов как мотивов деятельности познания.

Основные принципы программы:

  • Обучение ведется на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
  • Ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп изучения материала;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • необходимость систематической работы над развитием всех учеников, в том числе и наиболее слабых.

Эти принципы определяют содержание и структуру программ по каждому учебному предмету и типические свойства методики, реализуемые авторами через учебники, методические пособия и руководства.

Такими типическими свойствами системы являются свойства многогранности, процессуальности, коллизии, вариантности.

Многогранность. Многогранность применительно к учебному материалу проявляется в том, что он рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьника.

Процессуальный характер. Согласно процессуальному характеру методической системы Л.В. Занкова “каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами”.

Иными словами, на уроках широко используются как внутрипредметные, так и межпредметные связи, что в полной мере отвечает задачам интегрированного обучения.

Коллизии. Коллизии обнаруживаются всякий раз, когда прежние и новые знания и навыки включаются в единую структуру. Их противоречивость снимается, образуется более содержательная структура, позволяющая глубже познать изучаемое явление. Часто необходимый новый способ выполнения действия сталкивается с прежним опытом.

Вариантность. Функциональная роль данного типического свойства заключена в том, что необходим постоянный поиск путей и средств допустимых видоизменений методической системы. Эти видоизменения зависят от опыта работы учителя, его приоритетов в отборе содержания, методов, организационных форм обучения. Существенной формой вариантности методической системы являются допустимые изменения намеченного поурочного планирования: последовательности заданий, их количества и характера в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.

Вариантность – это свойство, проявляющееся и по отношению к учителю, и по отношению к ученикам и определяющее возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одних и тех же ситуациях обучения. Использование разнообразных форм и методов обучения, способствующих появлению активного интереса младших школьников,  является одной из основополагающих характеристик интегрированного обучения.

Учебный материал организуется с учетом различных учебных возможностей  учащихся, то есть обладает свойством вариативности по степени трудности для учащихся, оказывает дозированную помощь им при решении достаточно сложных мыслительных задач поискового типа, имеющих развивающее значение.

Все эти характеристики системы Занкова показывают, как много внимания уделяется личности ребёнка, её эмоциональной, интеллектуальной и волевой сторонам. Развитие творческой личности для людей, работающих в этой системе – не просто красивые слова, а реальная цель, над достижением которой упорно работают как учителя, так и ученики.

В школе нет главных и неглавных учебных предметов – каждый из них имеет свое важное значение для общего развития ребенка – это один из принципов системы Занкова, поэтому  нужно внедрять интегрированное обучение, так как сейчас в школах часто уроки труда или естествознания заменяют математикой или русским языком.

© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.

Print Friendly, PDF & Email

Метки: , ,

Комментарии: