Система Эльконина-Давыдова

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Одной из целевых технологий этой системы является интегрирование предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов, а также формирование у школьника «целостной картины мира».

Организация учебной деятельности учащихся — ос­новная и наиболее сложная задача, с которой сталкивает­ся учитель, осуществляющий развивающее обучение. Сложность этой задачи обусловлена не только и не столько тем, что она требует от учителя досконального знания особенностей учебной деятельности, закономер­ностей и условий ее формирования. Главное, что при ее решении учитель в очень малой степени может опираться на привычную для него педагогическую технологию, то есть на совокупность методов и форм организации учебного процесса, которая сложилась в рамках традиционного обучения в соответствии с его целями и условиями. В самом деле, многочисленные и разнообразные вари­анты иллюстративно-объяснительного метода обучения, рассчитанные на усвоение частных способов решения ти­повых задач, оказываются непригодными для усвоения общих принципов их решения и должны быть заменены методами организации учебного исследования.

Работая с классом, учитель фактически организует работу каждого ученика в отдельности (принцип индивидуализации обу­чения). Между тем любое исследование (в том числе учебное) по своей природе коллективно. Оно предпола­гает критическое сопоставление разных позиций, мето­дов, результатов. Это ставит учителя перед необходимо­стью искать формы и методы организации групповой, коллективно-распределенной деятельности учащихся, ко­торая может осуществляться, по крайней мере, на началь­ных этапах обучения, только в форме развернутого кол­лективного учебного диалога.

Для того чтобы организо­вать, направлять и поддерживать этот диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения. Поэтому педагог, работая по такой системе, использует методы и формы интегрированного обучения. Концепция развивающего обучения предусматривает всестороннее развитие личности, погружение ребенка в целостную картину мира. Это происходит только в том случае, если на уроках реализуются межпредметные связи, являющиеся конкретным выражением интеграционных процессов в обучении.

Система Эльконина-Давыдова ставит своей целью воспитание нестандартно мыслящих, активных людей, не боящихся ошибок, трудностей, умеющих работать с любой информацией; людей развитых и творческих.

© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.

Print Friendly, PDF & Email

Метки: ,

Комментарии: