Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Одной из целевых технологий этой системы является интегрирование предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов, а также формирование у школьника «целостной картины мира».
Организация учебной деятельности учащихся — основная и наиболее сложная задача, с которой сталкивается учитель, осуществляющий развивающее обучение. Сложность этой задачи обусловлена не только и не столько тем, что она требует от учителя досконального знания особенностей учебной деятельности, закономерностей и условий ее формирования. Главное, что при ее решении учитель в очень малой степени может опираться на привычную для него педагогическую технологию, то есть на совокупность методов и форм организации учебного процесса, которая сложилась в рамках традиционного обучения в соответствии с его целями и условиями. В самом деле, многочисленные и разнообразные варианты иллюстративно-объяснительного метода обучения, рассчитанные на усвоение частных способов решения типовых задач, оказываются непригодными для усвоения общих принципов их решения и должны быть заменены методами организации учебного исследования.
Работая с классом, учитель фактически организует работу каждого ученика в отдельности (принцип индивидуализации обучения). Между тем любое исследование (в том числе учебное) по своей природе коллективно. Оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы организации групповой, коллективно-распределенной деятельности учащихся, которая может осуществляться, по крайней мере, на начальных этапах обучения, только в форме развернутого коллективного учебного диалога.
Для того чтобы организовать, направлять и поддерживать этот диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения. Поэтому педагог, работая по такой системе, использует методы и формы интегрированного обучения. Концепция развивающего обучения предусматривает всестороннее развитие личности, погружение ребенка в целостную картину мира. Это происходит только в том случае, если на уроках реализуются межпредметные связи, являющиеся конкретным выражением интеграционных процессов в обучении.
Система Эльконина-Давыдова ставит своей целью воспитание нестандартно мыслящих, активных людей, не боящихся ошибок, трудностей, умеющих работать с любой информацией; людей развитых и творческих.
© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.