Опубликовано Оставить комментарий

Развитие памяти

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы школьника, а также отношение окружающих его взрослых к той деятельности, которой занимается ребенок.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы, как известно, способствует решение специальных мнемонических задач. Поэтому использование учителем в процессе обучения детей различных тренинговых задач, построенных по принципу игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие памяти.

Как известно, запоминание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от того, прикладывает ли человек какие-либо усилия. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности.

Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания.

Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и  воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждаетсодержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию видеть, что «учить себя» – значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.

 

© 2011-2017, Карпова Екатерина. Все права защищены.При копировании и републикации статьи, ссылка на первоисточник обязательна.

Комментарии: